История судостроения

В истории судостроения, как, пожалуй, ни в одной истории развития той или иной области техни­ки, мы встречаемся с удивительными «дол­гожителями». Уже почти двадцать лет перестали строить паровозы, давно ос-НОВНЫМ двигателем

в авиации вместо винтового стал реактивный, водя­ные и ветряные мельницы можно увидеть разве что на картинках... А вот на лодках, обтянутых кожей зверей, о которых мы будем говорить ниже, плавали древние греки и плавают сейчас на севере охотники за моржами и тюленями.

Весло на лодке не претерпело никаких изменений за тысячи лет: та же уключина, та же лопасть. Парусные суда строятся во всем мире и в наше время, хотя, каза­лось бы, каждому ясно преимущество современного дви­гателя (вплоть до атомного!) перед сложным в управ­лении и ненадежным парусом. Впрочем, все имеет свое объяснение. Эскимосу-охотнику, разумеется, проще из­готовить себе лодку из кожи того же тюленя, нежели из дерева, которое он, может быть, растущим не видел ни­когда в жизни. Парусные суда — прекрасная школа для будущих капитанов и штурманов современных лайнеров. Да и какой еще, как не парусной, должна быть специ­альная научная шхуна «Заря», на которой ученые иссле­дуют магнитные полюсы Земли? Ведь любой металличе­ский предмет на шхуне будет влиять на точность науч­ных наблюдений.

Но вернемся к древней истории.

Постоянно у людей рождается потребность в обще­нии с другими племенами, в приобретении различных предметов, обмене ими. Челноки увеличиваются в раз­мерах, бревна связываются в плоты, способные подни­мать значительные гру.чы. Медленно, но неукоснительно человек приближается к морю, для плавания по кото­рому не годятся уже плоты, челноки и даже появившие­ся вслед за ними лодки из дерева, обтянутого кожей.

< Точные, масштабно выполненные модели судов || Морское судоходство >>



Hosted by uCoz